Фрагмент для ознакомления
2
Государственное управление представляет собой единую систему работы органов власти и должностных лиц, направленную на практическое воплощение решений, принятых в установленном порядке.
Государственное управление важно, потому что оно позволяет регулировать отношения, явления и процессы в обществе, решать конфликты и проблемы социального неравенства. Оно также необходимо для реализации государственной политики.
Система государственного управления использует различные методы и подходы для выполнения своих функций. Это система с четко определенными целями, эффективность которой определяется воздействием органов управления на деятельность подчиненных структур. Главная цель государственной управленческой системы — обеспечивать стабильность, способствовать развитию общества и удовлетворять его потребности и интересы.
Принципы управления обеспечивают стабильную работу административной системы, способствуют оптимизации структуры и деятельности государственных учреждений, а также позволяют эффективно адаптироваться к вызовам, которые возникают в современных социально-экономических и политических условиях.
Термин «принцип» обозначает основополагающее положение, лежащее в основе создания научных теорий, законодательных актов и правовых документов.
В государственном управлении принципы играют ключевую роль, являясь основой всей системы. Эти принципы отражают главные характеристики управления и определяют его сущность. Таким образом, принципы управления являются основными ориентирами, которые поддерживают внутреннюю целостность и согласованность элементов административной системы .
Ключевые принципы государственного управления можно разделить на шесть категорий:
- разделение властей;
- взаимодополняемость функций;
- субсидиарность, предполагающая передачу полномочий на более низкие уровни;
- суверенитет;
- демократические основы управления;
- однородность структуры системы.
Далее разберем каждый из этих принципов.
Принцип разделения властей заключается в распределении функций государственной власти на три главные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение позволяет осуществлять взаимный контроль между государственными органами и предотвращает чрезмерное сосредоточение власти в одном центре. Для обеспечения реализации этого принципа действует система сдержек и противовесов, которая поддерживает равновесие в политической системе, делая её более справедливой и эффективной.
Принцип взаимодополняемости гарантирует бесперебойное функционирование органов государственной власти и равномерное распределение функций в системе управления на всех территориальных уровнях. Его ключевая черта заключается в гармоничном разграничении полномочий между центральными и местными структурами, что исключает возможность формирования несанкционированных центров принятия решений.
Принцип субсидиарности определяет порядок делегирования ответственности между разными уровнями управления для оптимального решения управленческих вопросов. Передача полномочий на вышестоящий уровень происходит лишь в случае невозможности их реализации на нижнем уровне. Такой механизм помогает выстроить более продуктивное сотрудничество между государственными структурами и населением.
Принцип субсидиарности включает в себя два измерения: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальный аспект предполагает разграничение функций и ответственности между различными уровнями управления — от муниципального до федерального. Динамичные изменения в городской среде требуют учитывать потребности граждан и согласовывать их с задачами, возложенными на органы государственной и местной власти .
Горизонтальный аспект предполагает разделение функций и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Принцип субсидиарности основан на разграничении власти между различными уровнями управления для уменьшения разрыва между государственными структурами и гражданами. С увеличением численности населения возникает необходимость в создании дополнительных управленческих уровней, что способствует более координированному и результативному развитию политики. Эффективность такой системы зависит от её способности удовлетворять потребности общества и ясно распределять зоны ответственности между органами власти.
Принцип суверенитета характеризует независимость как ключевое свойство любого государства. Он подразумевает абсолютную власть и автономию в принятии решений, возможность государства реализовывать меры принуждения в рамках своей территории, а также проводить независимую внешнюю политику на международной арене. Суверенитет как важнейший признак государственной системы требует создания специализированных институтов, обеспечивающих его статус как самостоятельного и полноправного участника международных отношений.
Принципы демократизма предполагают участие граждан в процессе выработки и принятия значимых решений как на государственном уровне, так и в системе местного самоуправления. Это выражается в выборах представителей в органы власти, разработке региональных программ с учетом интересов жителей, участии населения в управлении на местах, а также в четком распределении полномочий между государственными структурами внутри региона.
Принцип однородности закрепляет приоритет федерального законодательства над региональными актами. Это означает, что нормативные правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам и находиться в их юрисдикции. Федеральные нормы гарантируют целостность государства и обязывают все уровни управления соблюдать положения основного закона страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Амельчаков И.Ф., Голева Т.В. Управленческие решения в органах внутренних дел: теоретические и методологические аспекты: монография. Белгород: БелЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина, 2018. 104 с.
3. Бавсун И.Г. Документирование управленческой деятельности в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. Омск: Образование Информ, 2017. 100 с.
4. Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // ModernScience. 2020. № 5-1. С. 450-454.
5. Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 194 с.
6. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 453 с.
7. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - 2-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 608 с.
8. Демиденко А. В. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 604-608.
9. Дикунова М.С., Кужеватов М.А., Гончаров П.А., Белоконев И.О. Формы, методы и принципы управления // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции. 2017. С. 62-64.
10. Душкин, А.С., Злоказов К.В. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел по вопросам эффективного управления служебным коллективом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3(83). С. 204-214.
11. Дюков А.В. Организация системы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 371 с.
12. Жаглин, А.В. Система управления органов внутренних дел: общая характеристика // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 1. С. 54-60.
13. Захарцев С.И., Мазурин С.Ф., Профьев К.Г. Методы административного управления: понятие и сущность // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 6. С. 89-98.
14. Звонарева А.Ю. Принятие управленческих решений в органах внутренних дел на основе результатов изучения общественного мнения // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 110 - 114.
15. Звонарева А.Ю., Сачкова Н.А. Организация документационного обеспечения управления в органах внутренних дел: проблемы и перспективы развития // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. vol. 1 - 1 (40). Р. 157 - 159.
16. Кибакин С.М. Понятие и сущность административно-правовых методов управления // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 119-123.
17. Кильмашкина Т.Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 28-33.
18. Кисурина Д.Ю. Сущность и функции государственного управления //В сборнике: Наука. Образование. Инновации. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. Анапа, 2021. С. 30-33.
19. Кнаус О.А. Мотивирование сотрудников органов внутренних дел в системе оценки оперативно-служебной деятельности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 1 (88). С. 172-179.
20. Княжев, В.Б., Грищенко Л.Л., Егоров К.А. О перспективных направлениях совершенствования ситуационного управления в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2(58). С. 75-83.
21. Коровин А.А., Шестак О.С. Система и принципы государственного управления //В сборнике: Образование. Культура. Общество. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 50-52.
22. Крапивина Е.С. Организация системы управления органов внутренних дел // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 2 (46). С. 303-308.
23. Лукашов Н.В. О повышении эффективности управления и снижении бюрократической нагрузки в территориальных органах внутренних дел в сфере совершенствования подготовки и исполнения управленческих документов // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38). С. 128-132.
24. Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С.101-104.
25. Маркушин А.Г., Казаков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 270 с.
26. Маркушин А.Г., Морозов О.Л. Современные проблемы управления в органах внутренних дел и некоторые направления их решения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2 (50). С. 89 - 96.
27. Маркушин, А.Г., Морозов, О.Л. Противодействие коррупции как одно из основных направлений совершенствования управления в органах внутренних дел Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2(54). С. 89-95.
28. Минькова Н.А., Коровин А.А. О роли государственного управления в современном обществе. // XV Международная научно-практическая конференция - Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы научно-практической конференции. -10.11.2020. Краснодар, Издательство: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ, 2020. С.295-298.
29. Михаилов В.И. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 2 (60). С. 50-55.
30. Москвитин Г.И. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник / под ред. Г.И. Москвитина. М.: КноРус, 2017. 340 с.
31. Никитин, Д.Н. Бюрократизм в органах внутренних дел как фактор, негативно влияющий на эффективность применения программно-целевого метода управления // Актуальные проблемы применения программно-целевого метода управления в деятельности территориальных органов МВД России: материалы научно-практической конференции. М., 2016. С. 57-64.
32. Орешин В. П. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие. Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. 423 с.
33. Орлова Ю.Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 192-196.
34. Основы управления в органах внутренних дел: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г. Булавчика. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016. 164 с.
35. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 198 с.
36. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Ю. Е. Аврутина. М., 2018. 249 с.
37. Петрова О.В. Методология принятия управленческих решений: учебное пособие. М., 2020. 321 с.
38. Пивнев Е.С. Теория управления. Томск: ТМЦДО, 2015. 341 с.
39. Политико-административное управление: учебник / Общ. ред. В.С. Комаровский, Л.В. Сморгунов. М., 2004. 314 с.
40. Положихина М.А. Организация государственного управления в современной России: структура, технологии, оценки. М., 2012. С. 34.
41. Радченко Н.С., Азарова А.И., Грецкая С.С. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 286-288.
42. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http: // www.kremlin.ru / events / president / news / 54014, свободный (дата обращения 26.07.2024).
43. Сидорова Н.С., Соколова И.Г., Кудрявцева И.В. Методы управления, их понятие и значение // Аллея науки. 2017. № 7. С. 485-491.
44. Скляров А.С. Управление органами внутренних дел в системе государственного управления: общетеоретические аспекты // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 75-78.
45. Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. 432 с.
46. Трысячный В.И., Хмара А.М. Управленческие решения в органах внутренних дел РФ: правовой и организационный аспекты // Финансовая экономика. 2022. № 7 С. 237-240.
47. Ульянов А.Д., Жаглин А.В. Методы руководства, применяемые в управленческой деятельности руководителя территориального органа внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. С. 7479.
48. Ухов В.Ю. Методы управления в органах внутренних дел: курс лекций. СПб., 2019. 25 с.
49. Фиалковская И.Д. Теоретические подходы к определению системы форм и методов государственного управления // ДНК права. 2015. № 1. С. 37-42.
50. Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 (122).